11.06.2015

Как нам взять "Кузнецкую крепость"?

Автор: Николай Ничик, председатель новокузнецкого филиала Кемеровской областной писательской организации СП России

В какие только высокие инстанции ни приходилось обращаться, но бесполезно: письма о неудовлетворительной, с писательской точки зрения, работе управления культуры города Новокузнецка по цепочке отправляют в то же управление культуры, а оно, в свою очередь, - в руководимое им учреждение - городской Дом творческих союзов (ДТС). А затем они же сами на себя пишут хвалебные отписки да такие, что в пору вешать им на грудь награды и, в итоге, за подписью вышестоящих чиновников эти почти под копирку отпечатанные отписки отправляются автору этих строк. Круг замкнулся.  Куда и к кому обращаться – я уже не знаю.  Да и сил, и времени не хватает.

Некоторые критикуемые нами начальники получают весомые поощрения, а та  часть честной и порядочной творческой интеллигенции, которая прямо высказывает чиновникам все то, что думает о происходящем в новокузнецкой культуре, и в глаза им режет правду-матку, -  попадает под опалу. Их произведения,  заслуживающие внимание, замалчиваются. Предложения, внесенные новокузнецким филиалом Кемеровского отделения СП России, игнорируются, фамилии писателей филиала не включаются в муниципальные приказы о поощрении и т.д.

Вот так в южной столице Кузбасса прошел Год культуры и так нам новокузнецкие чиновники предлагают «отпраздновать»  Год литературы.

* * *
Вспоминаю, как в 1986 году искренне радовался только что открывшемуся в Новокузнецке муниципальному учреждению культуры «Дом творческих союзов». Да и как же было не радоваться: везде афишировалось, что оно предназначено для полноценной работы и профессионального общения творческой интеллигенции города. Тогда также говорилось, что это единственное в своем роде учреждение, которое функционирует от Урала до Дальнего Востока. Поначалу у большинства литераторов города к работе администрации ДТС, которым тогда руководил опытный и порядочный специалист Б. М. Васев, не было особых претензий. Вся происходящая здесь деятельность не пряталась за семью замками. Да и нечего было тогда что-либо скрывать: подбор кадров в советское время осуществлялся на принципах профессионализма и авторитета руководителей.  И такими критериями обладал Борис Михайлович. У него было объективное отношение ко всем творческим коллективам. Все мы были равноправными. Не было любимчиков. Поэтому отсутствовали раздраи и склоки. При нем мы регулярно посещали многие культурные мероприятия. Не из-за этого ли он стал неудобным тогдашнему управлению культуры, которое возглавлял баянист М. М. Маслов?

Сейчас наступили другие времена. И мне хочется рассказать о том, что творится ныне в этом учреждении культуры, спустя 30 лет после его открытия. Сейчас его уже 16 лет возглавляет Татьяна Дубоделова.

Начну не с хвалебных песнопений. С первых дней работы у нее сложилось неприязненное отношение к тем новокузнецким писателям, которые не стали становиться на учет в так называемое «Кемеровское областное отделение писателей юга Кузбасса», зарегистрированное Борисом Рахмановым и ныне насчитывающее…7 членов. А вот везде предоставляемый списочный состав, с их слов, значительно шире. Сюда «приписали», например, В. Е. Угрюмова, который несколько лет как снялся с учета. Поэты Л. Н. Арбачакова и Э.Д. Гольцман имеют «двойное гражданство»: помимо того, что они на законных основаниях состоят в Кемеровской областной писательской организации  (ее численность - 70 членов СП России), так их умудрились «приписать» и в «рахмановский союз». Выходит, что в Союзе писателей России есть два одинаковых Эдуарда Гольцмана и  две Любови Арбачаковых.  Рахманов, как мне письменно ответили в управлении культуры, с 2006 года в Новокузнецке не проживает. Но в действительности это не так.

Если что-то касается личной выгоды Бориса Рахманова, то он, как я заметил, сразу становится новокузнечанином. Это и членство в своем союзе, и его издательская деятельность, и совместное с управлением культуры участие в учредительстве издательства «Кузнецкая крепость» и  выпуске одноименного альманаха. Нами также недавно раскрыта еще одна тайна: в обход общего решения, без обсуждения в писательском союзе, по ходатайству управления культуры, ему единолично была выделена двухкомнатная квартира (и это для одного-то человека!). Предыдущую свою жилплощадь он оставил бывшей жене и взрослой дочери. Что тут скажешь? Щедрый подарок!

А вот талантливый поэт Новокузнецка Александр Раевский, в отличие от бездаря  Рахманова,  до сих пор не смог улучшить свои жилищные условия - 5 человек до сих пор проживает в двухкомнатной «хрущевке». Причина – не стал становиться на учет в «рахмановский союз».

«Теперь ты ничего не получишь», - категорически заявлял в то время Рахманов Раевскому.  И, как видим, его слова оказались пророческими. Рахманов, не написав ничего путного, проживает один в шикарной квартире, а Раевский, создав много достойных произведений, удостоившись областных наград и нескольких литературных премий, в том числе – журнала «Наш современник», продолжает ютиться в малогабаритной квартире. Как вы думаете, из-за чего все это происходит?  Ответ прост: нет гласности и прозрачности в работе чиновников.

И вот этой микроскопической раскольнической «писательской организацией» численностью семь человек практически полностью парализована жизнь нашего филиала в южной части Кузбасса, где проживает около полутора миллионов человек. Им выделено помещение в Доме творческих союзов (то ли 25, то ли 27 кв.м) со штатом два методиста, а новокузнецкому филиалу (20 писателей)… ничего. Нам не разрешает в писательской комнате администрация ДТС (директор Т. Дубоделова и ее заместитель по основной работе – Н. Суминова) проводить собрания, встречи с начинающими литераторами, выездные заседания правления СП Кузбасса. Методисты не работают с другими литературными объединениями, кроме «Гренады». Не оказывают им консультативной поддержки. А ведь лит. студии «Мастер-круг» (руководитель – член СП России Т. Николаева), «Творческая шкатулка» (руководитель – Н. Палаткина) и др. вынуждены порой проводить занятия в неприспособленных для этого помещениях, в то время как вышеназванная писательская комната бывает не занятой. А ведь заслуги этих литобъединений перед культурой города нисколько не меньше, чем ныне развалившаяся «Гренада», которую пытается по крупицам собрать новый руководитель Ольга Комарова.

И тут хочется привести один практически анекдотичный случай. Несколько лет тому назад правлением СП Кузбасса для улучшения работы с творческой интеллигенцией юга региона решено было в Новокузнецке открыть филиал областной писательской организации. С тогдашним начальником управления культуры Михаилом Масловым была достигнута договоренность о проведении этого мероприятия в помещении ДТС. В Новокузнецк приехали авторитетные сибирские писатели: В. Козлов, С. Донбай, И. Куралов, А. Ибрагимов и Д. Мурзин. И каково же было наше удивление, когда приехавших в город этих уважаемых литераторов Дубоделова… не пустила в помещение, мотивируя это тем, что, дескать, «они  кемеровские», «пусть там и проводят свои собрания». Два часа (!!!) писателям пришлось уговаривать распоясавшуюся Дубоделову проявить мудрость, не позорить Новокузнецк перед гостями, дать писателям после 200-километрового переезда согреться (а в то время был 30-градусный мороз).

После долгих уговоров (даже возникла мысль обратиться непосредственно к губернатору региона А. Г. Тулееву) нам все-таки выделили актовый зал. Но и в нем не стало теплее. Как потом выяснилось, все эти два часа, что шли переговоры, технические работники успели…перекрыть в помещении отопление, пооткрывали окна и двери и создали такую «рабочую» атмосферу, что у коллег по перу зуб на зуб не попадал от холода.

- Для чего вы все это делаете? – спрашиваем у той же Дубоделовой.
- А в доме авария, – спокойно отвечает Татьяна Александровна.

Не поленился. Прошел –  проверил. Никакой аварии, а тем  более, запланированных ремонтных работ в этом жилом доме не проводилось (ДТС находится на первом этаже жилой девятиэтажки). Если бы даже и была авария, то в Доме творческих союзов есть вышеназванная писательская комната, в которой вполне комфортно можно было бы провести наше собрание. Но нам, видите ли,  нельзя. Мы ведь – «кемеровские писатели». Там в то время находилось хранилище «несметных богатств» предпринимателя, с одной стороны, и жулика, с другой – Бориса Рахманова.

Разве такое отношение будет способствовать творческому подъему? Не пропадет ли настроение работать с такими руководителями? Чувствуя безнаказанность, они и поныне не пытаются изменить свой стиль руководства и повернуться лицом к нашему филиалу.  

Для информации скажем, что учрежденный Рахмановым союз изначально ставил перед собой корыстные цели. Под него он зарегистрировал в этом же Доме творческих союзов свое коммерческое издательство «Кузнецкая крепость» (проспект Кузнецкстроевский, 1). Затем таким же путем был создан одноименной альманах, где учредителями выступили то же самое… «рахмановское» издательство «Кузнецкая крепость» и управление культуры горадминистрации (в то время начальником был Михаил Маслов).  

«Рабочий механизм» для личной «предпринимательской деятельности» был слеплен. Дело сдвинулось с места. Во вновь созданное издательство обильно потекли  бюджетные средства на выпуск двух ежегодных альманахов «Кузнецкая старина», «Кузнецкая крепость» и других печатных городских изданий. Сначала в издательство потянулись и некоторые местные литераторы в надежде выпустить за собранные крохи долгожданные сборники своих произведений. Но потом, разобравшись, что их обдирает Рахманов, часть писателей отказалась от его услуг. За годы руководства Маслова  управлением культуры там осуществлялась щедрая финансовая подпитка «рахмановского» издательства.  При этом никто не интересовался, что себестоимость городских альманахов и поныне в 3-4 раза превышает подобные печатные издания, выходящие в свет в Кемеровской  областной писательской организации.  Но эта цифра долго скрывалась от общественности.  А чтобы любопытные не совали свои носы в финансовые дела «Кузнецкой крепости», не знали реальной стоимости альманахов, печать альманахов осуществляли в томском издательстве «Ветер». И в итоге получилось, что один экземпляр 135-ти страничной «Кузнецкой крепости» обошелся новокузнецкому налогоплательщику в 200 рублей, тогда как журнал «Огни Кузбасса» объемом в 170 страниц, отпечатанный в   областном издательстве, стоит всего 55 рублей. На мой вопрос, почему так происходит, в администрации города ответили: «Своими налогами мы и так наполняем областной бюджет, поэтому нет смысла подпитывать его еще и издательской деятельностью. Тем более, в Кемерово, кроме пластмассы, ничего значимого не производят». Также не прислушались к пожеланиям губернатора А. Г. Тулеева, чтобы бюджетные средства не разбазаривались, а оставались в регионе.  

Нам чиновники от культуры постоянно заявляют, что в городском бюджете нет лишних денег на издательскую деятельность, на выпуск качественных книг, а вот на рахмановскую халтуру средства отпускаются с лихвой. Это наводит на определенные размышления. Многим чиновникам мы пытались это втолковать, но, к сожалению, они нас не хотят слушать или делают вид, что ничего не понимают в происходящем.

Вот так транжирится городской бюджет. На те 100 тысяч рублей, что ежегодно выделяются на «Кузнецкую крепость», можно при рациональном подходе выпустить этот же альманах тем же тиражом и еще 2 сборника стихов начинающих литераторов.

В управлении культуры постоянно трубят, что выпуск альманаха это – совместное решение двух писательских организаций. Наглая ложь! Об этом говорит даже состав редколлегии. Из новокузнецкого филиала, насчитывающего 20 членов, никто туда не входит, тогда как из «ДТСовско-рахмановского» союза численностью 7 человек такое право получили 2 поэта (Г. Косточаков и А. Назаренко), которые своим присутствием не улучшили качество рекомендуемых к публикации произведений.

Изначально новокузнецкий филиал был против такой «совместной» работы, потому что было наперед ясно, что эта предпринимательская деятельность не обойдется без манипуляций. И не ошиблись.

Мы неоднократно обращались во все инстанции города с предложением расторгнуть учредительство с рахмановским издательством «Кузнецкая крепость» и выпускать новый высококачественный альманах взамен  дискредитировавшего себя издания, но не нашли поддержки. Мы и сейчас предлагаем производить строгий отбор произведений с точки зрения профессионального мастерства опытных и начинающих литераторов, не допускать в печать одних и тех же авторов со слабыми графоманскими «творениями», исключить публикации по принципам семейственности и знакомств (в одном из вышедших номеров «Кузнецкой крепости» были опубликованы не представляющие художественной ценности стихи сыновей, дочерей и внуков постоянных авторов альманаха Анны Назаренко, Станислава Долгова и др.). Также мы рекомендовали отстранить некомпетентного главного редактора (он же – начальник управления культуры) от кураторства альманаха. Эти, казалось бы, на первый взгляд простые шаги могли бы поднять альманах на качественно новый уровень, завоевать авторитет читателей и, наконец, представить реальный литературный процесс в городе Новокузнецке. Но конструктивных действий в ответ на эти предложения не последовало. Сотрудничать с «Кузнецкой крепостью» только на их условиях писатели филиала отказались. Тем более, что мы Дубоделовой и Суминовой неоднократно выражали недоверие, просили администрацию города укрепить дирекцию ДТС авторитетными руководителями, но нас, судя по происходящему, не хотят слышать.    

Кроме того, новокузнецкий филиал неоднократно просил управление культуры и соответствующие отделы администрации города, Совет народных депутатов проверить организационную и финансовую деятельность дирекции ДТС, установить, платил ли Рахманов за аренду помещения под издательство, на каких основаниях занимал там   писательскую комнату и др. Мы настаивали пресечь незаконную, с нашей точки зрения, деятельность администрации ДТС (Дубоделова, Суминова) и уволить неработающих, а только числящихся, двух «сотрудников-методистов», которые не появлялись на работе, а зарплату получали в течение многих лет. «Методистов» (а это известные в Сибири прозаики) уже нет в живых, а вопрос так и остался загадкой. Правда, за одного из них, как стало известно, бюджетные деньги отрабатывал его сын, выполняя работы в коммерческом издательстве Рахманова.  

Настойчивые требования и вопросы не понравились городским властям. Вот с этой целью администрация ДТС при молчаливом попустительстве, а точнее – согласии, управления культуры поделило городских писателей на «кемеровских» и «новокузнецких». Дескать, если живешь в Новокузнецке, то не должен состоять в единой писательской организации, а обязан встать на учет в местный «рахмановский» союз. Если этого не сделал, то не стоит ожидать внимания со стороны городских властей.  Примеров более чем достаточно.

Лет 5 тому назад талантливая поэтесса Любовь Алексеевна Никонова за то, что отказалась от «двойного гражданства» и вышла из состава «рахмановского» союза, была администрацией ДТС выдавлена от руководства  литературной студией «Гренада».  А ведь Любовь Алексеевна ее возродила практически с нуля.  К ней потянулись начинающие литераторы. На отдельные заседания приходило до 50 человек, от школьников  до пенсионеров. Произведения гренадцев публиковались в литературных журналах. Несколько воспитанников Никоновой стали членами СП России, среди них – Виктория Можная и Дмитрий Хоботнев, которые являются  авторами многих солидных изданий страны.

А что получилось в итоге? Вместо Л. А. Никоновой руководителем назначили… пенсионера, бывшего слесаря-ремонтника Запсибметкомбината Анну Назаренко, которая за пять лет «работы» практически полностью развалила «Гренаду».  Было много жалоб и нареканий  со стороны литераторов на качество проведения занятий, семинаров, которые подчас превращались в посиделки. На одном из них решил поприсутствовать и я. Но не тут-то было! В присутствии поэта Станислава Долгова Назаренко меня просто… выгнала из писательской комнаты. Почему? Да потому, чтобы я не увидел, что на ее заседание «Гренады» пришло всего два человека. И вот за такое качество работы Назаренко получала оклад методиста (литсотрудника ДТС).

Правда, ее недавно, говорят, отправили в отставку. А после этого, что парадоксально, в том же Доме творческих союзов, с почестями отпраздновали ее 65-летний юбилей, приурочив его, ни мало - ни много, к Году литературы в Новокузнецке! Здесь  же присутствовала нынешний начальник управления культуры Татьяна Глебова, которую редко можно увидеть на значимых городских мероприятиях, где чествуют достойных литераторов, внесших значительно больший вклад в развитие культуры, чем экс-руководитель «Гренады». Глебова лично, как сообщается в местной печати, «вручила  Анне Назаренко почетную грамоту управления культуры за большой личный вклад в развитие литературного движения в Новокузнецке».  К этому я больше ничего добавить не могу. Что еще можно сказать, если за развал известных областных литобъединений вручают награды?!

Не надо обладать исключительными аналитическими способностями, чтобы понять, что такого пристального внимания к «кемеровским» писателям нет, хотя качество изданных ими произведений гораздо выше. В этом я как руководитель новокузнецкого филиала   Кемеровской областной писательской организации убедился на собственном опыте.

Уже полтора года в администрации Новокузнецка (лично на столе заместителя Главы города по социальным вопросам Сергея Гришина) лежит наше ходатайство о награждении известного кузбасского прозаика и публициста Владимира Неунывахина муниципальной наградой в честь его 75-летнего юбилея. За годы активной творческой работы им издано полтора десятка сборников прозы, которые получили высокую оценку не только читателей Кузбасса, но и других регионов России. Его книги («Забыть я не в силах», «За что?», «Живым не брать», «Я вернулся, мама», «Всполохи памяти», «Под глухариную песню», «На утренней зорьке», «И такое случается», «Проклятье») не залеживаются на книжных полках магазинов и в читальных залах библиотек.

В своих произведениях В. М. Неунывахин воспевает красоты Горной Шории, рассказывает об историческом прошлом нашего города и региона, о тех нелегких испытаниях, что выпали на долю кузбассовцев (коллективизация, годы репрессий, строительство Кузнецкого металлургического комбината, титаническая работа тружеников тыла в 1941-1945 годы, послевоенное возведение промышленных предприятий юга области).  

Недавно писатель подготовил четырехтомное собрание избранных сочинений.    Уже вышли первые три книги объемом 550-600 страниц каждая. Это первый и пока единственный за всю историю Кузбасса писатель, у которого в творческой копилке появилось такое солидное издание. Это говорит само за себя о незаурядности его дарования, актуальности произведений, уважении среди творческой интеллигенции и читателей.

В связи с вышесказанным я трижды, по поручению Кемеровской областной писательской организации, обращался в администрацию Новокузнецка с просьбой по достоинству оценить литературные заслуги В. М. Неунывахина. И на все эти обращения получал лаконичный ответ, что, дескать, мы не отрицаем и не оспариваем вклад Владимира Максимовича в региональную культуру, но, к сожалению, не можем его поощрить из-за отсутствия… денежных средств.

Не хотелось возмущаться, но приходится. Подсчитал, что за прошедший год только муниципальными наградами (медалями «За заслуги перед городом Новокузнецком» и «За добросовестный труд на благо города», Почетным знаком «Золотой знак «Новокузнецк») поощрено более 70 горожан.

Говорят, что некрасиво заглядывать в чужой карман. Согласен. Возможно, это и так, если бы, с моей точки зрения, эти награды, прежде чем вручить адресату, обсуждались в коллективах. А судя по списку награжденных, видно, что это далеко не так. В основном, поощрения получают заместители главы города (5 человек), главные специалисты муниципальных органов власти, генеральные директора, главные инженеры, учредители разных ООО.  Но почему-то в этих списках я не нашел ни одного рядового горнорабочего угледобывающего предприятия, электролизника алюминиевого завода, коксохимика или машиниста конвейера металлургического комбината, которые за много лет столько наглотались пыли, подхватили разного рода профзаболевания, что некоторым из награжденных этого не понять.  Разве их труд не достоин внимания? Получается, что на награды чиновникам средства находятся, а другим категориям горожан (в частности, писателю Неунывахину) – нет. Да мы и не просим толстого конверта с деньгами. Здесь нужно проявлять внимание и личную скромность чиновникам. А то выходит, что та же Глебова, проработавшая в должности начальника управления культуры всего несколько недель, не успевшая показать значительных результатов на новом месте, поощряется медалью «За добросовестный труд на благо города». Смех да и только! Выходит, что награды чиновники учредили, в основном, для себя.
Но такая мрачная картина не везде в Кузбассе.   В  отличие от Новокузнецка в соседнем шахтерском городе Киселевске совсем противоположное отношение к творческой интеллигенции. Там местные депутаты городского Совета  пригласили В. Неунывахина на свое заседание, и за чашкой чая состоялась дружеская беседа. Владимир Максимович рассказал о своем писательском пути, прочитал отрывки из новых произведений, поделился планами на будущее, подарил народным избранникам свои книги. А киселевские депутаты, в свою очередь, преподнесли прозаику памятный подарок.

И к этому, чтобы продолжить разговор, напрашивается еще один эпизод, который характеризует стиль работы руководящих специалистов управления культуры.

5 декабря прошлого года исполнилось 80 лет со дня рождения известного детского поэта Эдуарда Гольцмана. А за полгода до его юбилея ветераны города с письмом обратились к губернатору области Аману Тулееву с просьбой достойно отметить праздник уважаемого в Кузбассе поэта и издать для детей сборник его новых   произведений. Глебова руководителю региона ответила, что просьба ветеранов будет удовлетворена и выдала Гольцману сертификат на издание книги.

После юбилея прошло почти полгода, а книга так и не вышла. И когда появится –  неизвестно.  На выданный сертификат нет никакой надежды. Как думаете, почему? Да потому, что аналогичный пустой сертификат управление культуры еще два года тому назад выдало другой новокузнецкой писательнице Тайане Тудегешевой в честь ее юбилея на издание сборника стихов «По ту сторону шорских гор». Был составлен договор № 4/13 от 27 марта 2013 года между «Домом творческих союзов» (Т. Дубоделова) и ООО полиграфическая компания  «Офсет» (С. Филатов).

«Офсет», понадеявшись на порядочность  новокузнецких чиновников от культуры, обязательство давно и в срок выполнил, а вот управление культуры и администрация ДТС проявили изворотливость, усмотрев «неточность» в вышеназванном договоре, где в пункте 2.1. говорится, что «Заказчик (то есть ДТС - Н.Н.) передает Исполнителю (Издательство) утвержденный оригинал-макет продукции». Макет, конечно, был передан в издательство, но только не администрацией Дома творческих союзов, а самим автором (то есть Тудегешевой). В чем здесь криминал? Так или иначе, эта процедура без автора не обходится, он сам предлагает (составляет) макет своей книги. Да и та же Т. А. Дубоделова прекрасно помнит, что в 2012 году через руководимое ей учреждение культуры проходило финансирование однотомника Г. Л. Немченко «Дух черемши». Но тогда почему-то Татьяна Александровна не спрашивала оригинал-макета, Гарий Леонтьевич напрямую работал с «Офсетом». Все это, думаю, произошло из-за того, что администрация ДТС почувствовала слабину со стороны нынешнего руководства управления культуры, а также пользуется тем, что Т. Тудегешева по состоянию здоровья не в силах бороться с произволом дирекции ДТС. Тем временем издатели, проникнувшись проблемами автора, выдали ему все-таки небольшую часть тиража. Но подавляющее количество экземпляров  так и осталось пылиться на складе.

О причинах  нефинансирования книги  Тудегешевой я получил официальный ответ за подписью Глебовой: «Согласно ФЗ процедурные вопросы на издание книги «По ту сторону шорских гор» Т. Тудегешевой МБУК «Дом творческих союзов» с ООО «Офсет» не осуществлял, гарантийных писем не предоставлял, бюджетных денег управление культуры не выделяло, сделка не состоялась. Следовательно, муниципальное учреждение культуры «ДТС» забрать тираж книги не имеет право» (письмо № 2/690 от 08.08.2014).  

Но как же не осуществлялись «процедурные вопросы»? А составленный вышеназванный договор, с которым мы предлагаем познакомиться читателям,  разве не документ? Почему заблаговременно, до начала выпуска книги, не было предупреждено издательство о «несостоявшейся сделке»?   К тому же, издательский план был утвержден управлением культуры еще в 2013 году. Такого позора мы еще не видели!   Думаю, что эта ситуация произошла из-за противостояния между двумя писательскими организациями, одна из которых, «рахмановская», угодна управлению культуры и всячески поддерживается им, а другая – наша организация, не признается и любыми средствами выдавливается из культурной жизни города.  Такими грязными методами нам вновь пытаются мстить.

В процессе этой распри Т. В. Тудегешева несколько раз ложилась в больницу.  Но,  несмотря на это, ее книга «По ту сторону шорских гор», оставшаяся  неизвестной и неоцененной в Новокузнецке, стала дипломантом Международного литературного конкурса им. П. П. Ершова, а также лауреатом премии Кузбасса.

После Нового года ветераны вторично обратились в администрацию области по поводу неизданной книги Гольцмана. Их задело и оскорбило равнодушие новокузнецких чиновников. А как быть иначе? Ведь Э. Д. Гольцман в 5-летнем возрасте чудом уцелел от расстрела немецких захватчиков. В тот сентябрьский день фашисты на Варшавской площади польского города Пултуск собирались уничтожить большую группу мирных граждан. Среди них был и Эдик со своими родителями. И только благодаря чистой случайности (в этот день отменили расстрел) семье Гольцмана удалось выжить, бежав сначала в город Полоцк. Затем были детские дома Средней Азии  и Украины.  

За 60 лет интенсивной литературной работы Эдуард Гольцман написал для детей более 200 поэм, сказок, стихотворений, загадок, которые вошли в 20 его сборников.  Он создал свою незабываемую детскую поэтическую страну – Мурлындию, где живут его любимые сказочные герои. Печатался во многих популярных журналах: «Полярная звезда», «Новь», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Нюр» (Кабардино-Балкария), «Сибирячок» (Иркутск), «Огни Кузбасса» и др. По центральному телевидению в музыкальной передаче о сказке «Детский остров» прозвучали загадки Э. Д. Гольцмана. Его творчество высоко оценили известные писатели: В. Берестов, И. Токмакова, С. Погореловский, В. Шумилин, В. Суслов и т.д. Успешно он трудится и как поэт-песенник. На слова Эдуарда Даниловича, помимо кузбасских авторов, написали музыку талантливые российские композиторы: С. Кайдан-Дежкин, В. Шаинский, В. Тальков, О. Фельцман...

Несмотря на преклонный возраст, Э. Гольцман регулярно встречается с юными читателями в школах городов южного Кузбасса. В детских садиках читает свои произведения в индивидуальной интерпретации, похожей на театрализованное представление с использованием музыкальных мелодий. На таких выступлениях автор достает свою «волшебную ручку», которая одновременно может быть удочкой, посохом, указкой, смычком, шпагой.  На месяц вперед у него расписаны выступления перед детьми.

Почти шесть десятков лет отданы Гольцманом культуре нашего края. И как неприятно мне было слышать, когда летом прошлого года та же Глебова, как бы между прочим и невзначай, спросила его о членстве в Союзе писателей.

Эдуард Данилович напрямую ответил: «Где мне давали рекомендации, там и состою на учете» (то есть в Кемеровском областном отделении СП России).  И этой искренностью, думаю, «подписал» себе прохладное отношение начальника управления культуры. А как же иначе можно расценить происшедшее? А ведь благодаря творчеству Э. Д. Гольцмана  Центральная городская детская библиотека Новокузнецка в 2011 году, где директором тогда работала Глебова, получила на Всероссийском конкурсе электронно-краеведческих изданий диплом 3 степени Российской библиотечной ассоциации. В конкурсе участвовало 147 работ. Только после моего вторичного письменного напоминания за три недели до юбилея… засуетились с изданием книги. Ведь можно было бы и к юбилею уважаемого в Кузбассе писателя за успехи в литературной деятельности поощрить хотя бы городской наградой.

С писательской точки зрения, прошедший  Год культуры в Новокузнецке провален. То же самое предвидится и с нынешним Годом литературы. Наш филиал предложил управлению культуры включить в издательский план новые рукописи сочинений В. Неунывахина, Д. Хоботнева, А. Раевского, О. Белоусовой. В ответ получили отказ – нет средств. А ведь на разного рода совещаниях-собраниях те же чиновники от культуры постоянно трубят обратное: у нас все хорошо, нет проблем.

И когда комитетом по культуре городского Совета народных депутатов было запланировано специальное заседание, где предлагалось подвести итоги Года культуры в Новокузнецке и заслушать работу администрации ДТС, то под разными предлогами меня пытались  туда не пустить. И только после четвертого письменного обращения я смог туда попасть. И каково же было мое разочарование, когда Глебова и Дубоделова ввели депутатов в заблуждение, исказив реальное положение дел. Попросил слово для выступления (целую ночь готовился, подобрал интересные факты), но председательствующий депутат Коротков посчитал возможным отклонить просьбу автора этих строк, мотивируя тем, что нет времени для дискуссий. Его, видимо, больше интересует показуха, чем реальное положение дел в культуре, больше интересуют формальные отчеты Глебовой и Дубоделовой, чем острые вопросы и конструктивные предложения руководителя писательской организации города.  

Можно было бы без спешки подвести итоги Года культуры в актовом зале того же управления    культуры. Мест там предостаточно. А заслушать работу ДТС можно было бы в актовом зале этого же учреждения культуры в значительно расширенном составе. Там также это сделать позволяют производственные площади. Можно было бы пригласить представителей всех не только творческих, но и любительских союзов города. Но это не произошло по известным причинам.

Видимо, чиновникам нечем похвалиться, кроме обмана и вранья.  Не выполняются  в Новокузнецке, судя по вышеизложенному, распоряжения губернатора А. Г. Тулеева о дополнительных мерах экономической и социальной поддержки, в том числе – и культуры.  Несмотря на мировые кризисы и катаклизмы, экономическое положение региона, Кузбасс не стоит на месте, с каждым годом развиваются новые направления и постоянно вводятся разнообразные меры социального содействия. Но почему же это не реализуется в нашем городе? Возможно, сказывается неэффективный подбор руководящих кадров, курирующих культуру.

Часто слышу: а где нам взять такие кадры? Да объявите на всю область, сибирский федеральный округ открытый конкурс  на замещение таких-то должностей и, уверен, найдутся эффективные талантливые специалисты, которые наведут порядок, избавятся от лишнего балласта, который, не принося пользы, думает только о благосостоянии личном и ближайшего своего окружения.

Честно признаюсь, мне за последние годы до чертиков надоело практически в одиночку бороться с этим «культурным» безобразием. Стыдно постоянно обращаться в областные инстанции за поддержкой. Там не отказывают, незамедлительно реагируют на обращения. Но сколько так можно жить? Для чего тогда у нас существует муниципальная власть, Совет народных депутатов? Тот же Глава города, к которому, ну никак не попасть на прием? А ему, в первую очередь, хотелось бы задать вопрос, почему он в первые дни июня 2013 года, как только был назначен исполняющим Главы города, без всяких на то разбирательств отстранил от должности начальника  управления культуры Н. А. Ищенко? Писатели не то что были удивлены, а просто шокированы происшедшим. Тем более,  на эту должность, без каких-либо объяснений, сразу назначили далекого от этой сферы человека. За семь месяцев работы этот «специалист» ни в чем себя не проявил. Мы почувствовали только ухудшение. А ведь Н. А. Ищенко мы знаем на протяжении многих лет.   Она – высококвалифицированный специалист, опытный организатор, смелый новатор, вдумчивый руководитель. Наше сотрудничество с ней всегда носило конструктивный характер, было взаимополезным и, действительно, отвечало потребностям современного литературного процесса. Даже и при возникающих разногласиях мы всегда находили общее решение, которое отвечало обоюдным интересам.

Во время ее двухлетнего руководства управлением культуры (а до этого более двадцати лет она работала здесь главным специалистом) творческая интеллигенция, в том числе – писатели города, ощутили мощную поддержку, которой не было на протяжении последних 25-30 лет. Пример: вышли в свет 2 книги избранной прозы Анатолия Яброва (посмертно), 700-страничный однотомник прославленного нашего земляка Гария Немченко. При ней были включены в план издательской работы рукописи произведений Тайаны Тудегешевой, Татьяны Николаевой, Русланы Ляшевой. Книги этих писателей  давно уже вышли, но нынешнее руководство управления культуры отказывается их оплачивать издательству «Офсет». Почти два года они пылятся на производственном складе. Были другие интересные творческие планы, которые нам уже не суждено воплотить.

Нынешние городские власти, видимо, не разобрались или не захотели до конца понять проведенную Н. А. Ищенко реорганизацию библиотечных систем, которая вызвала резкую критику у тех, кто неплохо к той старинке приспособился.  Вот за это она и поплатилась должностью.

А ведь образование бюджетного учреждения «Муниципальная информационно-библиотечная система» дало многое. Согласно отчету управления культуры за 2013 год, был проведен ремонт в ряде филиалов библиотек, открыта после капитального ремонта творческая гостиная, повысился стимулирующий фонд оплаты труда библиотечной системы на 2,5 млн рублей. Средняя зарплата основного персонала за счёт сокращения административно-управленческого аппарата увеличилась на 10,3%. Повысилось количество как посещений горожанами библиотеки, так и численность читателей.

Работая над этой публикацией, позвонил в ДТС и поинтересовался у Натальи Суминовой, как идут дела  по предоставлению нашему филиалу помещения.  Она ответила, что руководство просьбу нашу удовлетворить не может и обидчиво произнесла: «Почему Вы вообще вмешиваетесь в работу учреждения культуры?» Такого  не ожидал. Почему, уважаемая Наталья Алексеевна, я не могу интересоваться работой ДТС? Как законопослушный гражданин я в течение 20 лет работы горнорабочим в шахте, 8-и  лет – огнеупорщиком на Запсибметкомбинате, а затем еще около двух пятилеток   – в разных учреждениях города, честно отчисляю налоги, в том числе  – и на культуру города.  Знаю, как неэффективно ими пользуются в вашем учреждении. И теперь хотите, чтобы я молчал? Этого не будет!
Помещение для нашего филиала в ДТС можно найти, было бы желание. Для этого необходимо всех заместителей Дубоделовой  перевезти в просторный кабинет директора, а высвободившиеся площади предоставить творческим коллективам. Ведь ДТС, как я понимаю, строился не для удобства руководителей, а для работы творческой интеллигенции города. Я посмотрел, что даже в администрации области в одной комнате работают по 3-4 специалиста, а тут в одном кабинете легко можно расположить весь административный состав ДТС без ущерба для его деятельности. Думаю, вы очень вольготно приспособились, господа!

Сейчас в Новокузнецке, да и по всей России, повсеместно проходят всякие оптимизации и реорганизации. Особенно актуальным это стало в нынешнее кризисное время. Не пора ли администрации города наконец обратить внимание и на это учреждение, покончить с многолетним противостоянием писателей, предотвратить  разжигание вражды между местной интеллигенцией, прекратить сепаратизм в отношении писателей нашего филиала?!

Этот материал в сокращенном варианте был опубликован в газете «Литературная Россия»  22.05.2015 г.    


назад...